Экология/РОП
В 2017 году в России была введена расширенная ответственность производителя (РОП) за утилизацию изготавливаемой продукции. Именно она должна заложить основу новой цивилизованной системы обращения с бытовыми и промышленными отходами за счет упорядочения системы, повышения доли перерабатываемого мусора и развития необходимой для этого инфраструктуры. Основные цели внедрения РОП – забота об окружающей среде и более активное использование вторичного сырья.
Способы реализации РОП
Согласно ФЗ № 89 п.4,5 ст.24 «Об отходах производства и потребления» ответственные за утилизацию произведенных и ввезенных товаров организации могут исполнить свою обязанность одним из трех способов:
В настоящее время многие российские организации выбирают вариант «В», что с одной стороны приводит к негативному отношению к РОП как к дополнительному налогу, а с другой не обеспечивает выполнение основных целей его внедрения. Проблема усугубляется тем, что собираемых средств недостаточно для развития перерабатывающей инфраструктуры. Ведь изначально РОП был направлен именно на стимулирование утилизации самими производителями, а не уплаты ими сбора.
Синергетически эффективным вариантом является заключение договоров с предприятиями, специализирующимися на переработке отходов. Однако в данном случае возникает проблема с неравномерным распределением их по регионам и отсутствием сложившейся системы раздельного сбора мусора, что существенно усложняет процесс сортировки и дальнейшего использования вторсырья.
Решать вышеперечисленные проблемы будут при помощи постепенного повышения размера утилизационного сбора. Это не только будет способствовать заинтересованности производителей в самостоятельном выполнении нормативов утилизации, но и позволит направлять более внушительные финансовые потоки на создание перерабатывающей инфраструктуры. Данная схема уже была успешно опробована в европейских странах.
Задуматься о переходе на более перспективные способы реализации РОП российским производителям и импортерам имеет смысл уже сегодня, ведь вставшие на путь самостоятельной утилизации отходов или заключив договор с организацией, имеющей полный комплект документов на утилизацию отходов, смогут не только сэкономить на уплате утилизационного сбор, но рассчитывать на средства, собранные с продолжающих выплачивать его.
Согласно No 89-ФЗ эти деньги могут быть использованы только на реализацию целевых программ по обращению с отходами, в частности разработку проектной документации, строительство и техническое оснащение перерабатывающих предприятий, а также организацию мероприятий по сбору мусора.
Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, установленных статьей 24.5 Закона № 89-ФЗ.
Экологический сбор
Обязанность по уплате экологического сбора лежит на изготовителях отдельных видов изделий, подлежащих вторичной переработке в установленном порядке. К данной категории плательщиков, относятся юр.лица и ИП, занимающиеся производством продукции, указанной в перечне (распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2017 г. № 2970-р).
Экологический сбор платится в том случае, если изделия не утилизированы самим производителем таким образом, как это предписывает постановление Правительства от 08.12.2015 № 1542. То есть товары произведены и реализованы.
В Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 2970-р приводится перечень упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ею потребительских свойств:
Группа № 49 Упаковка полимерная
полиэтилентерефталат | PET | 1 |
полиэтилен высокой плотности | HDPE | 2 |
поливинилхлорид | PVC | 3 |
полиэтилен низкой плотности | LDPE | 4 |
полипропилен | PP | 5 |
полистирол прочий | PS | 6 |
Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств:
Группа № 21 «Изделия пластмассовые упаковочные»
Мешки и сумки, включая конические, из полимеров этилена | 22.22.11.000 | из 3923*(17) |
Мешки и сумки, включая конические, из прочих пластмасс, кроме полимеров этилена | 22.22.12.000 | из 3923*(17) |
Изделия для транспортировки или упаковки товаров, из пластмасс, пробки, крышки, колпаки и другие укупорочные средства, из пластмасс
Коробки, ящики, корзины и аналогичные пластмассовые изделия | 22.22.13.000 |
Бутыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделия из пластмасс | 22.22.14.000 |
Бутыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделия из пластмасс | 22.22.14.000 |
Изделия упаковочные пластмассовые прочие | 22.22.19.000 |
В Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2017 г. № 2971-р «О нормативах утилизации отходов от использования товаров на 2018 — 2020 гг» приведены нормативы утилизации, например
Группа 21 Норматив утилизации
Расчет экологического сбора для производителей
Расчет экологического сбора для производителей, самостоятельно утилизирующих товар (упаковку) или на предприятиях — утилизаторах: в случае недостижения нормативов утилизации отходов от использования товаров экологический сбор рассчитывается плательщиками посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и фактически достигнутым значением количества утилизированных отходов от использования товаров.
Таким образом,
ЭС = СТЭС * (ОУСТ — ОФАКТ)
где
ЭС — экологический сбор;
СТЭС — ставка экологического сбора;
ОУСТ — установленное значение количества утилизированных отходов от использования товаров;
ОФАКТ — фактически достигнутое значение количества утилизированных отходов от использования товаров.
Если хозяйствующий субъект, выступающий в роли производителя товаров, подлежащих утилизации, после утраты ими потребительских свойств, полностью выполняет норматив утилизации, обязанность по внесению экологического сбора у этого хозяйствующего субъекта — отсутствует.
Форма Акта утилизации рекомендована в письме Росприроднадзора от 15.12.2016
N АС-10-01-36/25460